ua en ru

Город - портал в прошлое: где еще жива украинская узкоколейка, которой уже нет в Европе

Город - портал в прошлое: где еще жива украинская узкоколейка, которой уже нет в Европе Гайворон сохранил последнюю узкоколейку Европы (фото: Facebook/Гайворонская узкоколейка)

В центре Украины, на Кировоградщине, есть малоизвестный городок, где до сих пор существует узкоколейка - такая, которой в Европе уже не пользуются. Это Гайворон - город, где время замирает, когда из депо выезжает паровоз. Он настоящий, исторический и находится не в музее, потому что к нему можно прикоснуться рукой.

Что связывает Гайворон с Европой чем этот город привлекает туристов и что в нем интересного, рассказывает РБК-Украина.

Гайворон - маленький город с большой историей

Гайворон - небольшой город над Южным Бугом, который стал известным благодаря железнодорожной экзотике. Именно здесь действует одна из последних узкоколейных железных дорог в Европе - с шириной колеи всего 750 мм.

И хотя большинство маршрутов давно закрыты, узкоколейка до сих пор жива - частично технически, а главное - в сердцах тех, кто ее сохраняет.

Город - портал в прошлое: где еще жива украинская узкоколейка, которой уже нет в Европе

Станция Гайворон (фото: Википедия)

Уникальная узкоколейка: туристическое сокровище

В 19-20 веках узкоколейная сеть была главной артерией для перевозки грузов и пассажиров между селами и городками Подолья.

Колея проходила от Гайворона до Бершади, Вапнярки, Гайсина. В 2021 году здесь в последний раз запустили настоящий ретро-поезд с паровозом, и это стало событием для всей страны: билеты раскупили за считанные часы.

Город - портал в прошлое: где еще жива украинская узкоколейка, которой уже нет в Европе

Перегон Бершадь - Гайворон (фото: Википедия)

Мост через Южный Буг и живописная природа

Гайворон расположен на берегу реки Южный Буг. Через реку перекинут старый, но еще действующий железнодорожный мост, по которому проходит узкоколейка. Это идеальное место для любителей прогулок, рыбалки или просто спокойного отдыха на природе.

Гайворонское депо - уникально тем, что здесь сохранили старинные узкоколейные вагоны, рельсы, разворотные платформы и даже паровозы. Часть пути находится в рабочем состоянии, и местные энтузиасты регулярно организовывают фототуры, выставки и исторические поездки.

Город - портал в прошлое: где еще жива украинская узкоколейка, которой уже нет в Европе

Узкоколейная железная дорога Рудница-Гайворон (фото: Википедия)

Последний поезд Европы

Именно из Гайворона стартовал последний в Европе действующий регулярный пассажирский маршрут по узкоколейке. Хотя сейчас он остановлен, благодаря инициативам активистов и железнодорожников он имеет шанс снова заработать - по крайней мере в формате туристического маршрута.

Город, который стоит посетить

Сюда легко добраться на поезде или автобусе, городок компактный, безопасный и идеально подходит для однодневного путешествия без ночевки. Отсутствие толпы туристов и искренность местных жителей делают Гайворон местом, где действительно можно перезагрузиться.

Город - портал в прошлое: где еще жива украинская узкоколейка, которой уже нет в Европе

Памятный технический знак - паровоз МТ-202 (фото: Википедия)

Рай для фанатов

Город постепенно становится центром нишевого ретро-туризма: сюда едут железнодорожные фанаты, фотографы, путешественники, которые хотят почувствовать дух старой Европы без пафоса и реконструкций. Здесь - все настоящее.

Почему Гайворон похож на европейские города

  • узкоколейные маршруты - как в горах Австрии, Чехии или Швейцарии
  • ретро-поезда и депо - аналог немецких железнодорожных музеев
  • городской пейзаж с железнодорожными акцентами - как в старых региональных городках Центральной Европы