Назван рейтинг авиаперевозчиков с самым большим количеством пассажиров чартерных рейсов
Отдых за границей выбрали в 2021 году миллионы украинских туристов – многие из них летали в другие страны чартерными рейсами. Какие украинские авиакомпании оказались самыми "массовыми", подсчитали в профильном издании Turprofi.com.ua.
Общее число туристов, перевезенных чартерами в прошлом году, еще не достигло уровня 2019 года (4,5 млн пассажиров), но тенденция роста радует. В рейтинг вошли все основные авиакомпании, включая новую авиакомпанию Bees Airline, начавшую полеты в марте 2021 года. До начала 2022-го перевозчик успел доставить к месту назначения 499 тысяч пассажиров, включая 260 тысяч — чартерными рейсами.
Какие компании в лидерах чартерных перевозок и что туристам стоит знать об особенностях таких рейсов – в материале TRAVEL РБК-Украина.
Рейтинг украинских авиакомпаний по количеству пассажиров на чартерных рейсах в 2021 году выглядит так:
Самолеты МАУ арендовали многие крупные туроператоры, не имеющие своих самолетов, пишет издание. Два туроператора были заняты заполнением своих самолетов - Anex Tour, аффилированный с Azur Air, и Join UP!, связанный с авиакомпанией SkyUp.
В авиационном парке Azur Air к концу года прибавилось дальнемагистральных самолетов, благодаря чему за один раз авиакомпания может перевезти больше 500 туристов. Перевозчик "заточен" под чартеры, поэтому его показатели пассажиров совпадают с количеством клиентов туроператора Anex Tour.
Хотя SkyUp не предоставил данных по количеству пассажиров чартерных рейсов, туроператор Join UP! заявлял, что в 2021 году отправил на отдых 967 тысяч украинцев. При этом часть их могли путешествовать не только чартерами SkyUp. Также блоки мест на бортах SkyUp могли брать и другие туроператоры.
Услугами перевозчика Windrose пользовались многие крупные туроператоры, которые отмечали пунктуальность компании. В 2021 году авиакомпания перевезла 490 тысяч пассажиров регулярными рейсами, 440 тысяч из них — по внутренним украинским маршрутам.
В случае с чартерными рейсами речь идет об организованном туризме и турах, которые люди покупают через туристические агентства или туроператоров, говорит в комментарии РБК-Украина авиаэксперт Богдан Долинце.
"С точки зрения пассажира рейтинги ни на что не влияют, потому что человек обычно не может выбрать, каким чартером он улетит. Обычно турист выбирает направление и в отдельных случаях – уровни комфорта на борту, например, бизнес-класс, хотя чаще всего используют самолеты обычной компоновки", - объясняет он.
Он добавляет: туроператоры чаще всего имеют несколько договоров с разными авиакомпаниями, и конкретная компания, с которой полетит пассажир, становится понятна самому туроператору только за одну-две недели до вылета.
"Бывают ситуации, когда за сутки-два до вылета туроператор либо сменяет одного перевозчика на другого, либо авиакомпания меняет самолет. У туроператора может быть выкуплено определенное количество мест в самолете, если этот лимит иссяк - могут заключить договор с другим перевозчиком, у которого есть свободные места", - перечисляет варианты замены авиакомпании специалист.
Такие рейтинги больше дают понимание того, какие компании больше представлены на рынке чартерных перевозок, отмечает он.
"С пандемией большинство компаний вернулись к этому рынку, в том числе компании, ранее имевшие меньшую долю заказных рейсов – например, те же МАУ. Это логично, потому что в период пандемии снизилась как загрузка самолетов, так и большинство компаний переориентировались на более маржинальные рынки", - говорит Долинце.
По словам авиаэксперта, количество пассажиров, перевезенных авиакомпанией, не коррелируется с качеством перевозок или комфортом пассажиров. Как правило, чем больше людей авиакомпания перевезла, тем большую долю на рынке она имеет. Обычно – за счет лучших условий, снижения стоимости пакетов для туроператоров. Как правило, авиакомпания должна в этом случае чем-нибудь жертвовать – делать больше объемы или урезать услуги.
"Даже если пассажиры будут недовольны и станут писать жалобы, что им не понравился перелет, туроператор окажется перед выбором, отказываться ли от работы с авиакомпанией в следующем сезоне. Но при заключении новых договоров с авиакомпаниями туроператоры в Украине обращают внимание не столько на качество услуг, сколько на их цену. Потому что турист при покупке тура в первую очередь смотрит на цену и отель, а перелет и вопросы трансфера интересуют в последнюю очередь", - объясняет подход эксперт.
Кроме того, небольшие компании не могут захватить большую долю рынка, в том числе из-за того, что не обладают достаточным количеством самолетов и флота, чтобы предложить туроператорам тот или иной объем перевозок.
С точки зрения авиакомпаний, выполнение регулярных и чартерных рейсов отличаются. Богдан Долинце объясняет, как именно:
Поэтому пассажир может планировать, что вылетит в 2-3 ночи и уже утром приедет в отель отдыхать. Но туроператор или авиакомпания может перенести вылет, указать, что он будет в 11 вечера в этот же день и возвращение будет не вечером, а утром в запланированный день. По авиационным правилам, чартерные рейсы могут переноситься в пределах суток, на которые запланированы.
"У пассажира не будет компенсации, как на регулярном рейсе, когда при задержке от 2 часов предусмотрено от 250 евро в зависимости от направления перелета. При задержке чартерного рейса только могут предоставлять питание, воду либо размещать на проживание", - объясняет специалист.
Информация о чартерных рейсах обычно появляется на табло в день вылета, но может быть и за 6-8 часов.
Напомним, мы писали, как бронировать авиабилеты, чтобы избежать проблем с перелетами.
Также мы рассказывали, как получить компенсацию за отмененный рейс или испорченный чемодан.